Смоленщина известна среди евреев всего мира, как родина Хабада – мощнейшего течения Хасидизма, являющегося одним из основных религиозных направлений в иудаизме. Своенравному духовному вдохновению угодно было снизойти на избранных именно среди смоленских лесов и полей.
Древние летописные свидетельства фиксируют появление еврейских купцов на территории нынешней Смоленской области уже в X-XI веках. Эти упоминания связаны с основанием на Днепре в районе Смоленска пристани «Козары», использовавшейся как перевалочный пункт на торговом пути «Из варяг в греки», который связывал бассейны Черного и Балтийского морей. Само название пристани созвучно со словами хазары или козары, как называли евреев в то время.
Однако, официальная история смоленских евреев прослеживается с 1611 года, когда они были упомянуты в грамоте польского короля Сигизмунда III, захватившего Смоленск. По раввинским записям в 1616 году в городе постоянно проживало не менее 80-ти евреев, имевших свой кагал и занимавшихся традиционной хозяйственной деятельностью: торговлей, ювелирным, портным и сапожным делом, винокурением.
В царской России евреи селились, в основном, на черте оседлости и к революции 1917 года на Смоленщине образовалась одна из наиболее крупных в государстве еврейских общин. Так в одном только Смоленске проживало более 6000 евреев, что составляло порядка 10% от населения города. Много евреев также жило в торговых городах: Рославле, Монастырщине, Рудне, Велиже. При этом купцов первой гильдии евреев было 55, а второй – 32, что красноречиво говорит об их влиянии и значении. Кроме того, евреи компактно жили по всей Смоленщине в многочисленных местечках, обособленных религиозно и культурно.
Одним из таких местечек была деревня Любавичи, находящаяся в Руднянском районе. С XVII века именно этот населенный пункт и стал местом проживания лидеров Хабада, названного позднее по месту своего оформления Любавичским хасидизмом. Так в смоленской глуши удивительным образом появилось место, священное для значительного числа иудеев. Здесь жило немало почитаемых раввинов, тут и поныне находятся их могилы, ставшие местом паломничества для многих евреев со всего мира, считающих это место священным. Хасидам для вознесения молитв не нужны молельные дома. Они верят, что молиться лучше всего там, где жили их духовные лидеры – цадики. На старом еврейском кладбище, расположенном за восстановленным домом одного из самых уважаемых любавичских ребе Менахема Шнеерсона, можно насчитать порядка 600-т старых еврейских могил. Именно здесь приезжие хасиды читают священные тексты и оставляют записки на надгробных камнях своих праведников. И хотя сейчас в Любавичах евреи не живут (они были уничтожены во время Холокоста), в деревне находится двор любавичских ребе, дающий приют многочисленным паломникам.
Самым тяжелым временем для евреев Смоленщины стала оккупация области фашистами 1941-43 годов. До войны во всем регионе проживало более 35000 евреев. Многим удалось эвакуироваться. Оставшихся захватчики заключили в нескольких гетто и развернули кампанию по их уничтожению, затянувшуюся на 20 месяцев. По самым скромным подсчетам на территории Смоленской области было убито не менее 18000 евреев. Сейчас памятники на местах, где были совершены эти чудовищные преступления, стоят в Смоленске, Любавичах, Монастырщине и Велиже.
В наши дни дружная и многочисленная еврейская община Смоленщины имеет несколько религиозных и общественных организаций, сохраняющих, преумножающих и передающих подрастающим поколениям культуру, обычаи и верования предков. Недавно в областном центре на пожертвования еврейских коммерсантов была построена синагога, ставшая центром культурной и религиозной жизни общины.
Смоленские евреи помнят и чтут своих знаменитых соплеменников, родившихся на этой земле, честно трудившихся в различных сферах деятельности и оставивших после себя добрую память.
Нещадно крушили врага советские летчики на самолетах авиаконструктора Семена Лавочкина и этого же смертельного врага давил в советском тылу генерал-лейтенант МГБ Моисей Белкин.
Лечил людей и спасал им жизни доктор медицинских наук Александр Борохов, оставивший после себя богатое научное наследие и сонм выдающихся учеников.
Создавала прекрасные художественные произведения известный скульптор Маланья Черняк, учившаяся у самого Родена.
Многими светлыми моментами обязана детвора известному режиссеру-мультипликатору Роману Качанову, создавшему такие мультфильмы, как «Чебурашка», «Варежка», «Тайна третьей планеты»…
Сближала народы мира известный переводчик художественной литературы и филолог Лилианна Лунгина, давшая отечественному читателю возможность оценить бесподобного Карлсона, а так же Дюма, Шиллера, Гауптмана...
Письменному слову посвятил себя и профессор литературы Владимир Гальперин, преподававший в Театральном училище имени Щукина и выпустивший немало замечательных актеров и режиссеров.
Существенно продвинул вперед советскую аэрогазодинамику доктор физико-математических наук Исаак Гинзбург, создавший научную школу в этом направлении.
Известный американский писатель-фантаст Айзек Азимов, хотя свои выдающиеся произведения и написал за океаном, но тоже родился на Смоленщине и считается здесь своим по праву.
Помнят смоленские евреи и Лазаря Лисицкого – известного художника, архитектора и плакатиста, создававшего вместе с Казимиром Малевичем основы супрематизма.
Так же помнят талантливого дипломата петровских времен Петра Шафирова и советского разведчика Моисея Аксельрода.
И это далеко не все евреи Смоленщины, ставшие гордостью не только этой славной земли, но и всего древнего еврейского народа, разбросанного по миру, но нашедшего здесь мирный приют и достойную жизнь.