Сергей Тимофеевич Конёнков - знаменитый русский и советский скульптор, мастер русской скульптуры символизма и модерна, по праву получивший титул «русского Родена».

Меню

  • С. Т. Коненкова встречают земляки-смоляне. Слева -

Коненков Сергей Тимофеевич родился 10 июля 1874 года в селе Караковичи Ельнинского района Смоленской области в крестьянской семье.

Будучи выходцем из крестьян, но решив посвятить себя искусству, он едет на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась в то время слишком революционной и была уничтожена.

После окончания обучения и длительного пребывания в путешествиях по Европе, Коненков встречает революционную бурю 1905 года в Москве, где, под впечатлением от происходящего, создает цикл работ, посвященных революционерам. Не смотря на то, что жил Коненков преимущественно в Москве, он часто возвращался за вдохновением на Смоленщину.

Детство скульптора, прекрасные лесные просторы Смоленской области навсегда остаются в сердце мастера, и он начинает работу над «лесной серией». Среди кореньев и стволов деревьев он выискивает лики сказочных существ, языческих богов и героев русского народного эпоса. Параллельно с «лесным» Конёнков работает и над «греческим циклом», который родился в воображении автора после путешествия в Грецию, где особое впечатление на Коненкова произвели работы Микеланджело. Воспоминания о его великих творениях прочно переплелись в творчестве Коненкова с русским фольклором, создав необычный стилистический сплав эллинской и русской культуры.

В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Воронцовой, а спустя год они едут на международную выставку русского искусства в США. Вернуться домой, в Москву, им удастся лишь спустя 20 лет…
С 1923 по 1945 год они с супругой живут и работают в Нью-Йорке. К американскому периоду творчества относятся «библейские» работы скульптора. В это время он переживает разлуку с родиной и создает ряд скульптурных композиций пророков, апостолов и даже Иисуса Христа. Этот период жизни С.Коненкова связан со знаменитым любовным треугольником «С. Коненков – М.Коненкова – А.Эйнштейн». В настоящее время известно, что супруга знаменитого скульптора была тайным агентом, и их пребывание в Америке было связано с т.н. «Манхэттенском проектом».

После Великой Отечественной войны, в 1945 году, по личному распоряжению И.В. Сталина Коненков вернулся в Москву. Со временем нападки критики и обвинения, связанные с шпионажем и «формализмом» скульптора сходят на нет. С.Т. Коненков получает собственную мастерскую на Тверской улице в Москве.

Многие страницы жизни Коненкова были связаны со Смоленщиной, поэтому он лично настоял на том, чтобы в нашем городе был открыт музей, в котором хранилась бы лучшая часть его творений. Скульптор лично выбрал для этого старинный особняк в центре города. Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года, но, к сожалению, сам мастер до этого события не дожил — он умер в 1971-м, на 98 году жизни.

Творчество Коненкова многогранно и до сих пор не до конца изучено. Весьма популярна коллекция портретов знаменитых людей, созданных скульптором, часть работ С.Т.Конёкова посвящена русским писателям и поэтам - А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, В. В. Маяковскому и многим другим.

В память о С.Т. Коненкове названа улица в Смоленске, здесь работает музей автора, а так же на перекрестке улиц Пржевальского и Глинки установлен бронзовый автопортрет знаменитого скульптора XX века.

Вернуться к списку
 

Комментарии







Медтуризм Смоленск
Есть что добавить в этот раздел? ДОБАВИТЬ
Тур в Смоленск на Ласточке