С историей строительства набережной Днепра в Смоленске связано множество событий. История вопроса уходит минимум на два столетия назад. Набережная в Смоленске находится в стадии завершения строительства 3 яруса, однако прогуляться по верхним ярусам можно уже сейчас.
Не смотря на многочисленные недоделки и череду скандалов, можно все же говорить о том, что осенью 2013 года Смоленск, наконец, обзавелся набережной, отсутствие в городе которой удивляло гостей и вводило в недоумение смолян. И в самом деле, это было парадоксально. В древнем русском городе, не раз встававшем грудью на защиту России, на великой государствообразующей славянской реке на пути из варяг в греки - нет набережной.
История вопроса уходит минимум на два столетия назад. Еще в 1816 году губернский архитектор В. Гесте, составляя план восстановления Смоленска от наполеоновского нашествия, предусмотрел строительство набережной, на которое даже выделили деньги. Но дело почему-то не пошло и позднее все замяли.
Второй раз к созданию набережной подошли уже с большим энтузиазмом в конце 1920-х годов. Вдоль берегов Днепра разбили дорожки, высадили деревья и клумбы, установили скамейки и малые архитектурные формы. Называлось это место тогда Сад металлистов.
После Великой Отечественной войны, разрушивший Смоленск более чем на 80%, о набережной вновь задумались лишь в 1969 году, когда разрабатывали генеральный план застройки города. К этому моменту откровенная борьба за выживание закончилась. Люди переселились из землянок, а восстановленные колхозы и заводы давали достаточно продукции и обеспечивали стабильной работой. Задумались об украшении окружающего пространства. Поэтому тот генеральный план Смоленска, предусматривал грандиозное строительство. По нему широкая каскадная лестница от площади Ленина должна была спускаться к Днепру и переходить в не менее масштабную гранитную набережную.
Работы начались лишь в 1980 году. Был расчищен кустарник, и на левом берегу ниже центрального моста начались работы. Газеты рапортовали о тысячах кубометрах бетона, уложенных в грунт. Но вскоре начались перебои со стройматериалами, строительство прервалось, и последний раз строящейся набережную называли в 1990 году.
Нынешний этап смоленской набережной стартовал 10 апреля 2010 года, когда на окраине Смоленска разбился польский правительственный самолет. Событие это привлекло к городу, выглядевшему к тому моменту не очень хорошо, самое высокое внимание. Было принято решение к 1150-летию, отмеченному в 2013 году, обновить Смоленск и построить в нем ряд важных объектов. В их число попала и набережная с выходящим с нее пешеходным мостом через Днепр.
Конечно, смоленская набережная выглядит достаточно скромно. Но, вместе с тем, она есть, и ее можно со временем усовершенствовать.
Набережная состоит из трех ярусов, соединенных между собой наклонными переходами и лестницами. Основным, несомненно, является верхний ярус, выполненный, по сути, в виде бульвара, мощеного брусчаткой и имеющего все бульварные атрибуты: деревья и кустарники, которым, однако, нужно еще подрасти, фонари, скамейки, клумбы и даже детские игровые площадки. Одним словом, смоляне и гости города с удовольствием проводят здесь время. Заглядывай вперед, с полной уверенностью можно говорить о том, что по крайней мере в теплое время года, это место по своему духу станет чем-то вроде смоленского Арбата.
Важнейшей составляющей притягательности смоленской набережной является то, что на одном участке вдоль нее идет неподражаемая Смоленская крепость с единственной в своем роде Пятницкой башней. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на величественный Успенский собор и Нижне-Никольский храмовый комплекс. Пройдя же вниз по набережной вдоль течения Днепра можно совсем близко увидеть через дорогу уникальную Иоаннобогословскую церковь XII века. Отсюда же на другом берегу видна и ее ровесница церковь Петра и Павла.
Адрес: Смоленск, ул. Большая Краснофлотская, между 2 мостов