Вознесенский монастырь (годы основания по одним данным 1515-й, по другим - 1630-е) находится в центральной части Смоленска на улице Коненкова. Примечательно, что основание монастыря в 1630-е годы соотносят с деятельность ордена иезуитов.
С этой обителью связано интересное предание, повествующее о том, что здесь в 1660-е годы воспитывалась девица Наталья Нарышкина, ставшая впоследствии женой царя Алексея Михайловича и матерью императора российского Петра I. Далее по тому же преданию следует рассказ о том, что Петр Великий в благодарность месту, где воспитывалась его матушка, повелел возвести здесь белокаменный Вознесенский собор, выделил на это достаточно средств из казны, да еще и собственноручно начертил проект храма.
Достоверно известно, что до конца XVII века все постройки монастыря были деревянными. Однако в 1693 году по указу великих государей Иоанна и Петра в Смоленск прибыл зодчий Осип Старцев с уже готовыми чертежами для строительства монастырского собора, которое продолжалось до 1704 года. Кроме строительства собора присланный государями мастер занимался ремонтом и восстановлением Смоленской крепостной стены, на что были брошены основные силы. Документы того времени особо фиксируют факт установки на колокольне собора часов – достаточно диковинного на тот момент устройства. Собор достраивали, что называется, всем миром. Кресты и все металлические элементы ковали смоленские кузнецы, а плотничали местные же стрельцы.
В 1764-65 годах при игуменьи Олимпиаде Рыдванской и благодаря ее стараниям к Собору пристроили на северо-востоке Екатерининский придел. Позднее вокруг территории монастыря возвели каменную ограду.
В период Отечественной войны 1812 года монастырь, как и большинство храмов города, разоряют. В его помещениях квартируют захватчики, а в храмах, по обыкновению, французская армия устраивает конюшни. После освобождения города обитель достаточно быстро восстанавливают, и она продолжает свою деятельность.
В 1827-30 годах по проекту архитектора Альшевского напротив монастырских ворот возводят приземистую Ахтырскую церковь.
За время боевых действий в Великой Отечественной войне, проходивших на Смоленщине в 1941-43 годах весь комплекс Вознесенского монастыря сильно пострадал. Его реставрация проходила в 1968-69 годах под руководством архитекторов Аптекина, Шеко и Шестопала. После этого здание собора отдали под выставочный зал. В остальных постройках монастыря размещались различные организации.
В композиции монастыря, несомненно, доминирующим и наиболее заметным является именно здание этого собора. В облике храма ясно видна строгость петровских времен, выраженная в лишенности фасадов строения излишней узорности и в строгом регулярном расположении окон в скупом уступчатом обрамлении. Лишь несколько оживляют все здание барочные окна восьмигранной формы. Однако белокаменный храм смотрится прекрасно именно из-за этой лаконичности, и все окружающее пространство, как бы, выстраивается вокруг него.
Непосредственно храм расположен на одной оси с колокольней и соединен с ней посредством просторной трапезной. Фасады всей композиции характеризуются некоторой асимметрией. На них выделяется трехчастная апсида с лопатками в заглублениях, крыльца сильно вынесены по сторонам четырехъярусной колокольни, состоящей из двух четвериков и двух восьмериков с открытыми арками. Углы яруса звона укреплены небольшими лопатками.
До 1930-х годов основным украшением храма являлся великолепный резной иконостас верхней церкви работы мастера Юрия Бека, выполненный в стиле барокко.
Иконы для иконостаса выполняли протопоп Успенского собора Игнатий и Лука Галицкий с шестью мастерами.
В 1920-30-е годы, когда здание Вознесенского собора занимал клуб работников типографии имени Смирнова, иконостас был уничтожен, а иконы исчезли. Тогда же были переплавлены монастырские колокола и сняты часы с колокольни.
В данный момент Вознесенский собор передан церкви, из него выехал выставочный зал, и в храме идет реставрация с подготовкой к выполнению им исключительно религиозных функций.
Сохранившийся Екатерининский придел цветом отличается от стоящего рядом собора, конрастируя с белизной последнего бирюзовыми тонами. Придел имеет форму отдельного небольшого одноглавого храма и выполнен в стиле перехода от барокко к раннему классицизму. Его венчает двусветный четверик с высокой лотковой кровлей, а невысокие алтарь и трапезная равняются по ширине. Северный фасад Екатерининского придела завершается полуглавием.
Адрес: Смоленск, ул. Коненкова, д. 9