Зачем строить новые АЭС, если уже существующие прекрасно работают и имеют большой запас прочности? Как совместить прибыльность, высокие технологии и полную безопасность? Насколько далеко шагнули технологии, позволяющие исключить даже малейшее негативное влияние АЭС на экологию? Почему новыми российскими атомоходами интересуются во всём мире? Ответы на эти вопросы портал Visitsmolensk.ru искал на строящейся ЛАЭС-2 — новой атомной электростанции в Сосновом бору Ленинградской области, а также на Балтийском заводе, где идёт сооружение плавучей АЭС и атомных ледоколов нового поколения.

Меню

Закладка символического первого камня в будущее строительство ЛАЭС-2 состоялось ещё в 2007 году. С тех пор прошло много этапов: проектирование, многочисленные согласования, закупка материалов и набор специалистов для строительства, затем настала очередь самого строительства, завоза и наладки оборудования… И вот первый энергоблок ЛАЭС-2 выходит на финишную прямую. Сначала оборудование монтируют, затем оно проходит так называемую «холодную обкатку» - первичные испытания. За ними следует «горячая обкатка» - это уже вполне рабочие режимы с температурой теплоносителя 300 градусов Цельсия.

Словосочетание «аварийная ситуация» атомщики по вполне понятным причинам не любят, вместо него говорят «стресс-тест». В общей сложности каждый новый энергоблок ещё до ввода в эксплуатацию пройдёт более 80-ти стресс-тестов. И только потом, когда оборудование подтвердит работоспособность, на предприятие придёт ревизия. Специалисты из различных ведомств ещё раз оценят все параметры и дадут коллегиальное заключение. Но даже после того как оборудование пройдёт все процедуры приёмки, пуск энергоблока займёт определённое время.

На строительной площадке одновременно работают более 3000 специалистов. Строительство идёт без остановки, в три смены. Это специалисты со всей России: и те, кто приехал на стройку всерьёз и надолго, и командированные специалисты с других АЭС страны, которые выполнят свою часть работы и разъедутся по домам. Когда Ленинградская АЭС — 2 заработает на полную мощность, она даст региону более 1000 рабочих мест.

Что бросается в глаза ещё на подъезде к АЭС? Конечно, огромные трубы. Их правильное название — градирни. Две поменьше (если можно применить это слово к конструкции высотой 150 метров) будут обслуживать первый энергоблок новой АЭС. Рядом уже выстроена градирня второго энергоблока. Её высота — 170 метров, и в отличие от первого энергоблока, здесь градирня будет только одна. Когда эти исполины заработают в полную силу, в воздух взметнутся огромные клубы… Нет, не дыма. Пара! Здесь работает оборотная система движения воды.

Градирни предназначены для охлаждения и очистки отработанной жидкости. Вода в АЭС проходит сложную систему конденсации, охлаждения и очистки. Водоём-охладитель ЛАЭС-2 — Финский залив. Конечно, перед подачей на станцию соль отделяют. Стоит ли говорить о том, что буквально каждая капля воды проходит очистку и строгий контроль прежде, чем попасть назад в залив.

На фото выше — уникальная система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора (конструкции, похожие на радиаторные батареи). Они работают по законам физики, вне зависимости от человеческого фактора и любой автоматики. Кроме них при строительстве ЛАЭС-2 применены устройство локализации расплава, двойная защитная оболочка реактора и четыре дублирующих активных канала систем безопасности. Такой современной системой безопасности пока не оснащена ни одна станция в мире! Будущей атомной станции не грозит ни землетрясение, как на Фукусиме, ни человеческий фактор, как в Чернобыле. Да-да, здесь уже готовы и к землетрясениям, и к наводнениям, и к другим катаклизмам. Реактор выдержит даже падение самолёта (а что, и это тоже нужно предусмотреть, такие времена!) Более того, даже если случится невероятное и к станции не сможет проехать ни одна машина пожарной охраны, на ЛАЭС-2 справятся собственными силами и средствами.

Директор ЛАЭС Владимир Перегуда отмечает, что к 2026 году ЛАЭС-2 постепенно заменит действующую ЛАЭС, и та будет закрыта.

Новые энергоблоки рассчитаны на 50 лет службы. Главное их отличие от уже действующих — водо-водяные энергетические реакторы мощностью 1200 МВт (ВВЭР-1200). Отличие от реакторов РБМК-1000, которые сейчас работают на ЛАЭС, увидит даже не профессионал. Как минимум, мощность в 1200 МВт выше, чем 1000 МВт, которые вырабатывают «реакторы большой мощности канальные».

- Главная работа сейчас — проанализировать показатели безопасности. Если сложить все заключения экспертов, уже получится стопка бумаги высотой с шестиэтажный дом, и этот «дом» будет только расти. Кстати, некорректно говорить «более безопасно» или «менее безопасно». Существует только два критерия безопасности: безопасно или небезопасно. По поводу ЛАЭС и ЛАЭС-2 могу сказать главное — они полностью отвечают критериям безопасности Российской Федерации и МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии — прим. ред.)

ЛАЭС-2 — станция нового поколения «3+»с улучшенными технико-экономическими показателями. Она строится в рамках всероссийского проекта «АЭС-2006», который обеспечит безопасность и надёжность атомной энергетики при оптимизированных вложениях в строительство станций. Причём экономия будет разумной. Например, за счёт уменьшенной общей площади предприятия опять же удастся повысить показатели безопасности. До полной автоматизации техника на данном этапе развития ещё не дошла, но это вопрос будущего, и шаг в него мы делаем уже сейчас.

По словам Владимира Ивановича, одна из особенностей ЛАЭС-2 заключается в том, что здесь начнут производить изотопную продукцию, которая применяется в медицине.

Заходим в центр управления АЭС. Именно сюда выведены все датчики станции (которых, кстати, более 9000!) Привычные нам по фотографиям панели с множеством лампочек, кнопочек и тумблеров, - это теперь не основное оборудование центра управления, а резервное. Главную работу выполняют мощнейшие компьютеры. В таком сложном организме, как атомная электростанция, нужно просчитывать все возможные варианты развития событий, и специалисты это, конечно же, учитывают. Но обойтись только компьютерами и мониторами даже в наш век высоких технологий всё же нельзя. Если происходит какой-то сбой, резервное оборудование всё равно продолжит работу, оно от компьютерной сети не зависит.

Интересный факт: атомные электростанции не оборудованы интернетом, здесь в принципе нет никакой связи с внешним миром. Здесь запрещена любая личная электроника, включая мобильные телефоны. Их каждый сотрудник, независимо от ранга, сдаёт на хранение при входе на АЭС. Причина понятна: безопасность прежде всего. Никакие хакеры и прочие злоумышленники на АЭС не проберутся.

На фото - будущий реактор первого энергоблока ЛАЭС-2.

Сложная система ограждений, которые даже аккредитованным журналистам строжайше запрещено фотографировать, а также военизированная охрана и система видео-наблюдения исключают любые попытки незаконного проникновения на АЭС. Более того, когда первый энергоблок будут вводить в эксплуатацию, его полностью отгородят от остальной строительной площадки. Кстати, на ЛАЭС-2 впервые применены вместо стандартных проводов газовые токопроводы. У них лучше изоляция, они безопаснее и компактнее, чем токопроводы предыдущих поколений. Это сейчас электричество течёт на станцию, а уже в ближайшее время, после запуска первого энергоблока ЛАЭС-2, потечёт в обратном направлении!

Следующая остановка нашей делегации — Балтийский завод - Судостроение. Здесь уже подходит к завершению строительство атомного ледокола «Арктика», сдача которого запланирована на следующий год, за ним последуют ещё два ледокола - «Сибирь» и «Урал», которые планирую сдать в эксплуатацию в 2021 и 2022 годах соответственно.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173 метра, ширина – 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.

Здесь стоит рассказать о новейшей реакторной установке для ледокольного флота РИТМ-200. Это совершенно новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний машиностроительного дивизиона Росатома – АО «Атомэнергомаш». Была разработана новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов, до этого не применявшиеся нигде в мире! Результат — абсолютно безопасная, компактная и экономичная установка. Она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота в своём классе.

Срок службы таких реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. На изготовление одной установки уходит более 2,5 лет, но это того стоит. Ведь перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь (!) лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Также журналистам показали строящееся самоходное судно «Академик Ломоносов». Здесь уже идут испытания всех систем, заканчивается отделка и даже завезена мебель.

Это сейчас с борта «Академика Ломоносова» мы видим один из лучших видов Санкт-Петербурга. В скором времени отсюда будут открываться бескрайние водные просторы. Причём находиться на судне команда будет по месяцами. Поэтому с такой тщательностью продуманы не только надёжность и безопасность судна, но и все детали, касающиеся быта и досуга команды. Рабочие будут служить здесь вахтовым методом, по 30 человек в смене. Здесь есть бассейн, спортзал, библиотека, столовая. А мебель в каютах хоть и не выглядит шикарной, зато она удобна и полностью отвечает всем требованиям безопасности.

Если, например, задаться целью переоборудовать судно в опреснитель воды, то он сможет переработать до 100 тысяч тонн воды в сутки. Удивительная универсальность!

«Академик Ломоносов» - первая в мире плавучая атомная электростанция, так называемый референтный образец.  В составе судна — всего 10% импортного оборудования.

Корабли подобного класса позволят продолжить развитие Дальневосточного региона и Крайнего Севера, а также смогут работать в других странах. Египет, Иордания, Кувейт и другие государства уже заинтересовались этой разработкой российских учёных.

2116 0

 

Комментарии

ФИО*

E-mail*

Город

Комментарии

Введите текcт указанный на картинке

* - обязательные для заполнения поля

Другие статьи:

«Соловьёва переправа» 2014

Администрация Смоленской области

Топ-5 экстремальных развлечений в Смоленске

Ксения Матвеева / Аргументы и факты Смоленск







Медтуризм Смоленск
Тур в Смоленск на Ласточке