Сегодня портал Visitsmolensk.ru расскажет, откуда пошла традиция украшать одежду крестами и ромбами, что такое цветная перевить и для чего на смоленском предприятии нужна печная сажа.

Меню
  • Сказка о "Смоленской вышивке"

Когда заходит речь о предприятии «с историей», чаще всего представляешь себе производство, возраст которого насчитывает несколько десятков лет. А уж компании, отметившие пятидесятилетний юбилей, и вовсе представляются нам заслуженными ветеранами труда. И мало кому из смолян ведомо, что в нашей области существует компания, производственная история которой насчитывает добрую сотню лет, а используемые приемы и технологии напрямую связывают современных мастеров с умельцами былых времен. Речь, конечно, идет о «Смоленской вышивке», в стенах которой и сегодня хранятся секреты традиционного смоленского рукоделия, воплощаемые на ткани в узорах несказанной красоты. О таком не расскажешь журналистским слогом: о красочном народном искусстве мы поведаем вам в самом фольклорном жанре – сказкой.

 

Орнамент старины глубокой

В некотором царстве, в некотором государстве, в одном из имений земли смоленской жила прекрасная и мудрая княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Свои богатства и влияние выросшая «на брегах Невы» дворянка тратила не на роскошные наряды и светские приемы (по крайней мере, не только на них), а на общественную и просветительскую деятельность. Именно благодаря ее стараниям в Брянском уезде появилась одноклассная школа и ремесленное училище близ местного же Бежицкого завода, на Смоленщине открылась рисовальная школа, а собранная княгиней уникальная коллекция предметов русской старины легла в основу одноименного музея.

Но сказка сказывается недолго, а вот реальные полезные дела осуществляются совсем не так быстро. Долго ли, скоро ли, задумала Мария Клавдиевна возродить на смоленской земле традиции народного искусства. В конце девяностых годов девятнадцатого века приступила княгиня к созданию учебных художественных мастерских: собрала из окрестных деревень самых талантливых и умелых мастериц и стала регулярно выдавать им задания и все необходимые для их выполнения материалы. Мастерицы брали из рук княгини нитки и полотно, а возвращали расшитые чудесными узорами рушники, сарафаны да рубашки. И так споро велась у них работа, что вскоре про уникальную творческую артель узнали не только по всей стране, но и за ее пределами. Творениями смоленских мастериц восхищались в Париже, Лондоне и Праге, а международные судьи на выставках не скупились на комплименты и награды. Не удивительно, что художественное производство в Талашкино достигло внушительного размаха: под руководством княгини трудилось более двух тысяч крестьянок из полусотни смоленских деревень.

Откуда же брали талашкинские мастерицы эскизы для своих работ?

Рисунки и сюжеты для будущей красочной вышивки создавали профессиональные художники,

с которыми также была дружна княгиня.

 

Доподлинно известно, что Мария Клавдиевна была лично знакома с такими мастерами красок и кисти как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Александр Бенуа и многие другие. Конечно, надеяться на то, что и они приложили руку к смоленской вышивке, не приходится, однако и без того переносимые на ткань орнаменты отличались изящной красотой и исторической достоверностью. Ведь увлеченная историей княгиня Тенишева потратила немало времени, дабы изучить традиционные мотивы смоленской вышивки и технику ее исполнения. При этом строго следовать выведенному узору от крестьянок не требовалось: творческая инициатива мастериц, предлагавших свои идеи и сюжеты для вышивания, только поощрялась и всячески поддерживалась княгиней, мечтавшей создать новый уникальный стиль искусства, в орнаменте которого элементы народного творчества искусно переплетаются с новым взглядом художников-профессионалов.

 

От революции до автоматов

Пролетели годы, как единый миг. Много событий роковых и неспокойных повидала страна с тех пор, как мастерицы в Талашкино сделали свои первые стежки. Наступил год 1917, и принес он с собой революцию великую, октябрьскую, социалистическую. В этот же год в селе Гвоздово появилась на свет промысловая артель художественной вышивки, в дальнейшем получившая название «13 лет Октября». Первое упоминание об этом прародителе «Смоленской вышивки» также датировано в архивах этим годом.

За последующее столетие предприятию пришлось пережить еще не одну трансформацию. Сначала появилось смоленское объединение художественных промыслов, затем, в 1991 году, из его состава выделяется Фабрика художественной вышивки. Но и под таким наименованием смоленское предприятие просуществовало недолго: в 1999 году фабрика была реорганизована в ЗАО «Смоленская вышивка», а в 2013 году ей присвоили имя Марии Клавдиевны Тенишевой. К слову, это единственное в регионе предприятие, входящее в состав Ассоциации народно-художественных промыслов России.

Немало десятилетий минуло с момента зарождения предприятия. Сколько препятствий, больших и маленьких,за это время ему пришлось преодолеть – не сосчитать. Однако «Смоленской вышивке» в водовороте исторических событий удалось сохранить самое главное – традиции народного искусства и дружный коллектив талантливых мастеров. Верьте - не верьте, но многие сотрудницы «Смоленской вышивки» работают на предприятии вот уже несколько десятилетий.

Конечно, времена меняются, и в современном мире рукодельницы уже не коротают вечера у ткацкого станка или за прялкой. Сегодня большую часть работ за мастериц способны выполнять машины. Работают такие агрегаты и в стенах «Смоленской вышивки». К примеру, двухголовая чудо-машина при помощи дюжины иголок способна буквально за пару часов вышить самый сложный разноцветный орнамент, в то время как даже искусному мастеру придется провести над подобным рисунком в три, а то и в четыре раза больше времени. И все же до сих пор семьдесят пять процентов всех работ в «Смоленской вышивке» выполняется вручную, так же, как это было при княгине Тенишевой.

 

Солнечный ромб и огненный крест

Издревле повелось, что декорирование одежды и предметов быта сплетающимися в причудливый орнамент фигурами и элементами было чисто женским занятием. Сложно представить себе на Руси девушку, которая бы не умела вышивать, ведь вышивка не только была едва ли единственным доступным всем и каждому способом украшения, но и могла очень многое рассказать о своей хозяйке. Возраст, семейное положение, место жительства, количество детей – это и многое другое был способен распознать в переплетении крестов, ромбов и треугольников опытный глаз древнего смолянина.

Со временем смысловое наполнение многих символов забывалось,

и сегодня лишь искусствоведы да ученые способны поведать нам о том,

что значит тот ли иной орнамент.

Впрочем, отдельные элементы смоленской вышивки понятны и сегодня: один из самых популярных традиционных символов – ромб – обозначает красно солнышко, полоска – матушку-землю, а крест – огонь. С течением времени на смену простой геометрии, которой отличались самые первые, традиционные смоленские узоры, пришел растительный орнамент: домашнюю утварь и одежду стали украшать веточками с листьями и цветами, изображениями птиц и человеческими фигурами, которые чаще всего вышивались крестом. Менялся мир, на смену деревням пришли города, конные повозки сменили автомобили – и смоленская вышивка тоже изменилась: стала резче, более графичной, обзавелась новыми элементами. Нередко и сами мастерицы «Смоленской вышивки», как и во времена Марии Тенишевой, дополняют традиционные узоры новыми элементами, вплетая в старинные орнаменты свежие образы и фигуры.

А вот виды швов, при помощи которых задуманные художниками рисунки переносятся на ткань, осталась практически неизменной. На готовых изделиях «Смоленской вышивки» можно увидеть узоры, выполненные крестом, гладью, тамбурным швом и при помощи многих других техник. Однако визитной карточкой предприятия была и остается цветная перевить – высший пилотаж искусства вышивки, исконно смоленский геометрический орнамент. Создание даже небольшого орнамента в данной технике требует очень долгого и кропотливого труда. Прежде всего необходимо рассчитать количество клеток, которое потребуется для создания задуманного рисунка. Затем мастерица начинает вручную выдергивать из полотна нитки по основе и по утку, создавая основу для работы – сетку нужного ей размера. А уже после этого полученная сетка обвивается нитками определенных цветов так, чтобы в результате получился задуманный воздушный, словно кружевной орнамент. В былые времена обвивать сетку приходилось исключительно вручную, но сегодня в этом деле сотрудницам «Смоленской вышивки» помогают швейные машинки. Правда, без лапки, чтобы мастерицам удобней было вышивать. И даже с их помощью на создание одного творения в технике цветная перевить у мастеров уходит в среднем 30-40 рабочих часов (чем больше по размеру и сложней, богаче элементами задуманный узор, тем больше времени потребуется на его создание). Не удивительно, что стоимость одного изделия, украшенного перевитью, может составлять несколько десятков тысяч рублей!

 

Искусство стежков и сажи

Первой ассоциацией при упоминании традиционных узоров и вышивки у большинства смолян наверняка станет русский народный костюм – расшитые орнаментом рубахи, сарафаны и кокошники. В этом, конечно, есть своя доля истины: именно «Смоленская вышивка» создает сценические костюмы для многих фольклорных коллективов Смоленщины, да и у зарубежных туристов расшитые красные рубашки, словно сошедшие со страниц русских сказок, пользуются немалым успехом. Но и для далеких от народных традиций смолян в фирменных магазинах предприятия найдется немало интересного: сувенирные сумки из льняной ткани, расшитые свадебные и крестильные полотенца, столовые комплекты и льняные столешницы – глаза разбегаются от подобной красоты! Большой сюрприз ждет и тех смолянок, которые уверены, что украшенные традиционной вышивкой наряды уместны лишь на народном празднике или в музее. Одежда, создаваемая руками талантливых мастериц «Смоленской вышивки», не менее современна и модна, чем последние коллекции известных брендов, при этом изготавливается из натурального льна и украшается оригинальным орнаментом. В таких платьях можно и в пир, в мир, и на работу.

Берутся смоленские мастерицы и за необычные, но очень интересные задания. Например, повторить вышивку старинного рушника, найденного в семейных закромах, на новеньких полотенцах. Казалось бы, ничего сложного, если бы не одно, но очень весомое «но»: оригинальный рушник был украшен узором бранного ткачества, который, как известно, выполнялся при помощи станка. Передать подобный орнамент в вышивке – задача непростая, но справляться с непростыми задачами смоленским мастерицам не впервой.

Каждое новое изделие «Смоленской вышивки» зарождается в головах художников предприятия. Готовая идея переносится на бумагу (или воплощается в пикселях для современных вышивальных машин), обретает форму под ножницами закройщиц, оплетается нитями и покрывается стежками в цехе вышивки, приобретает вид готового продукта в руках сотрудниц пошивочного цеха, избавляется от самых мелких морщин и складочек на гладильном столе и тщательно упаковывается в аккуратные коробки.

Примечателен и сам процесс переноса задуманного рисунка на полотно будущей столешницы или рушника. Сначала новый узор отрабатывается на небольшом кусочке ткани; большой орнамент делится на фрагменты и прорабатывается мастерицами по частям. Затем созданный художником орнамент отрисовывается начисто и «накалывается» на кальку: чистовой рисунок прокалывают острой иглой по контуру, после чего на подложенной под бумагу кальке остается полупрозрачная заготовка. Следующий шаг – перенести наколотый рисунок на ткань. Для этого, как и много веков назад, на предприятии используется печная сажа (если ткань темная, то сажу заменяет зубной порошок). Размещенный поверх ткани рисунок на кальке обрабатывается смесью сажи и керосина. Пара минут - и аккуратный четкий рисунок уже красуется на ткани. К слову, для подобного творческого процесса подходит исключительно сажа от сгоревшего дерева. Она напоминает пудру, чем и отличается от более грубой угольной сажи.

Есть у сотрудниц «Смоленской вышивки» и свой уникальный архив – несколько объемных папок с образцами различной вышивки. Так называемые зашивки предназначены для того, чтобы перед началом работы над новым заданием каждая мастерица могла внимательно рассмотреть, в какой технике и в каких цветах должен быть выполнен тот или иной узор.

Да, право слово, история «Смоленской вышивки» так похожа на сказку. Хорошую и добрую народную сказку со счастливым концом, где красота и приверженность добрым традициям помогают преодолеть все жизненные неурядицы и исторические катаклизмы, сохранив при этом свое уникальное, украшенное перевитым орнаментом и яркой гладью «лицо».

Источник

3457 0

 

Комментарии

ФИО*

E-mail*

Город

Комментарии

Введите текcт указанный на картинке

* - обязательные для заполнения поля







Медтуризм Смоленск
Тур в Смоленск на Ласточке