2 октября 2015 года в 19.00 в концертном зале им.Глинки состоится Открытие концертного сезона 2015 - 2016. Для вас выступит Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Они исполнят загадочное произведение Карла Орфа, единственное в своём роде - CARMINA BURANA!
ОТКРЫТИЕ КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА 2015 - 2016
CARL ORFF
CARMINA BURANA
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ ИМЕНИ А.А. ЮРЛОВА
Художественный руководитель - главный дирижёр-заслуженный деятель искусств России, профессор - ГЕННАДИЙ ДМИТРЯК
СМОЛЕНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Художественный руководитель - дирижёр АЛЕКСАНДР ОРЛОВ
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова — один из старейших отечественных хоровых коллективов.
Предыстория коллектива уходит корнями к рубежу XIX – XX веков. В 1900 году Иван Иванович Юхов (1870/71 – 1943), сын крестьянина, получивший впоследствии регентское образование в Синодальном училище церковного пения, создает небольшой семейный ансамбль в подмосковном Щелкове.
Вскоре к Юхову и его друзьям присоединяется хор рабочих Мытищинского вагоностроительного завода и фабрики Рабенека.
В репертуаре коллектива поначалу преобладает духовная музыка — хор поет в московских храмах.
По мере расширения репертуара растет количество его почитателей, хор приглашают для участия в профессиональных театральных постановках, появляются первые граммофонные записи коллектива.
Вскоре хор Ивана Юхова становится одним из самых популярных в Москве, выступает со знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым.
Свое 10-летие хор отмечал уже на сцене Большого зала Московской консерватории. Важнейшим этапом в развитии коллектива было сотрудничество с С.А. Кусевицким, выдающимся контрабасистом и талантливым дирижером, с которым хор, наряду с другими сочинениями, исполнил Девятую симфонию Бетховена.
CARL ORFF
CARMINA BURANA
Карл Орф, "Carmina Burana"... Загадочное произведение, единственное в своём роде. Редко исполняемое в концертах (по причине масштабности и нетривиальности - не всякий коллектив потянет), но известное практически каждому, хотя бы по гомеопатическим вкраплениям в один из альбомов "The DOORS", коротким цитатам в "Энигме" и многочисленным использованиям в кинофильмах и рекламных роликах (в частности, в известной рекламе фирмы "Партия"). Немудрено - перед нами музыка, обладающая потрясающей силой воздействия.
В 1935-м году немецкому композитору Карлу Орфу попало в руки старинное (1847 года) издание рукописного поэтического сборника XIII века "Carmina Burana", найденного в одном из Баварских монастырей. В сборнике оказались как сочинения забытых гениев своего времени, так и стихоплётства вагантов, крестьян, ремесленников... Монашеские философские изыскания ничтоже сумняшеся соседствовали с описанием разухабистых застолий, любовных утех и странных картинных образов в стиле Иеронима Босха. В этом на первый взгляд бессистемном сочетании Орф увидел воплощение вечных вопросов человечества: что есть жизнь? смерть? судьба?
Внимательно изучив сборник, К. Орф нацелился на создание огромной оратории о будущем Земли в средневековом понимании, в которой фрагменты древних песнопений сливались бы с мелодикой и ритмически акцентированными гармониями.
Оратории не получилось. То ли не смог Орф увязать прочитанное в единый сюжет (одно из необходимых условий технологии ораториального жанра), то ли поменял идею в процессе сочинения - нам с вами этого знать не дано. Но то, что осенью 1936-го вышло из-под пера мастера, оказалось ближе, скорее, к философской кантате, но с элементами... балета. Впрочем, последний параметр вряд ли возможно оценить на слух, так что будет лучше вынести его за скобки. Во всяком случае, в рамках этой рецензии.
Итак, кантата для хора, оркестра и трёх солистов "Carmina Burana" была окончена в Германии в 1936 году, а поставлена в блаженной памяти 1937-м. Исполнение произвело фурор. Споры по поводу этого "pezzo di musica" не утихают и по сей день - слишком много загадок несёт сочетание средневековых текстов на латинском и немецком языках с "энергетической" музыкой Карла Орфа. Интересно, что сам Орф не любил высказываться по поводу именно этого своего сочинения. Вероятно, оно значило для него нечто большее, чем, скажем, опера "Умница" или кантата "Catulli Carmina" со знаменитым хором "Odi et amo" ("Люблю и ненавижу") - об этих произведениях маэстро распространялся весьма охотно.
Что только музыковеды разных школ не говорили по поводу "самого загадочного произведения Карла Орфа"! Пожилой препод, читавший в нашей группе курс музыкологии, утверждал, например, что "Carmina Burana" - наиболее законченный прототип традиций современного рока. Мысль интересная, хотя и небесспорная...
Стоимость билетов: 600 - 1500 р.
Адрес: Смоленск, ул. Глинки, д. 3